Бу Андерссон

1173 Статьи

Бу Андерссон — он изменил АВТОВАЗ

На АВТОВАЗе перемены – третья часть элитных «белых воротничков» уволена, вслед за упразднением половины должностей руководителей; рабочие планерки начинаются в семь часов утра прямо в цехе конвейера. С таких крутых виражей начал новый президент свою деятельность, чем сразу заслужил ненавистные взгляды от многих. Однако Бу Андерссон, не обделённый харизмой и крепким характером, начал преломлять отрицательную тенденцию, доминирующую на предприятии уже в течении двух лет подряд, и приведшую к потерям части доходов.

Вставший в январе 2014 года у руля АВТОВАЗА Бу Инге Андерссон, а в народе просто – Борис Иванович, как отставной армейский майор патологически нетерпим к беспорядку, что породило новое доставляющее удовольствие рабочим занятие — специально бросать окурок на пол и ждать его появления. Борис Иванович, завидев лежащий окурок, обязательно его поднимал, а в это время весельчаки снимали его на телефоны и снимки публиковали в Интернете.

В первый рабочий день на АВТОВАЗе он начал с ознакомлением с заводскими туалетами. После их посещения президент дал задание по их срочному ремонту и уборке. Позже он сообщил, что никогда не видел настолько грязного завода.

БУ Андерсон

Благодаря реализации правительственной программы по утилизации старых авто длившейся с 2010 по 2012 годы, прибыль АВТОВАЗА имела рост. После того, как государство перестало стимулировать покупку новых авто населением, финансовые показатели автопредприятия стали снижаться и в результате 2013 год закончился падением на 5 процентов выручки, и общим убытком в 6,9 млрд. рублей. И это все на фоне оживления рынка России на 1,7% (данные «Автостата»). Даже серьёзная опора на Renault-Nissan не решила главную задачу АВТОВАЗА – разработку автомобиля, способного конкурировать с корейскими и китайскими моделями.

ГАЗ: история спасения

У бывшего топ-менеджера General Motors имелся опыт спасения от банкротства другого российского автопроизводителя из Нижнего Новгорода — Газа. Будучи президентом Группы Газ он доказал необходимость и принял волевое решение снять с конвейера модель Волга-Сайбер, несмотря на то, что Олег Дерипаска закупил в США всё необходимое оборудование для её производства.

Умело использовав старые контакты на Volkswagen и GM, он реанимирует опустевший ГАЗ контрактами по сборке легковых автомобилей марок Skoda, Volkswagen и Chevrolet, а так же фургонов Mercedes Sprinter.

Под руководством Андерссона «газовцы» сосредотачиваются на обновлении модельно ряда коммерческих авто, занимающих лидирующие позиции на российском рынке.
Важным решением Андерссона, давшим скорые плоды, была замена отечественных поставщиков комплектующих, снабжающих некачественной продукцией, на иностранных. На ГАЗе в течение последних трёх лет запустили в производство 7 новых моделей, самые успешные из которых «Газель-Бизнес» и «Газель- Next».

Действия Андерссона всегда отличались решительностью, и жёсткостью. Во время реформ на ГАЗе было уволено около 70% всего аппарата управления и одна треть рабочего персонала, всего около 5000 человек.

После подобного даже появилась угроза жизни, и Андерссону пришлось жить в гостинице на территории завода с личной охраной.

Усилия шведа увенчались успехом – ГАЗ получает рекордные 4 млрд. рублей прибыли, а выручка от продаж составляет 143,4 млрд. рублей (2013 год). Что не сравнить с 2009 годом, когда только потери равнялись 10,7 млрд. рублей, а продажи достигали всего 67 млрд. рублей.

Карлос Гон, возглавлявший альянс Renault-Nissan, в конце 2013 года сделал предложение Бу Андерссону — стать президентом и спасти АВТОВАЗ. Напомним, что альянсу принадлежит более 50% акции автопроизводителя с берегов Волги, а Ростеху 24,5%. И теперь оба акционера возлагают на него надежду по вытаскиванию автопредприятия из банкротства и налаживанию производства высококачественной продукции.

Армейский подход

Бу Инге Андерссон швед, 1955 года рождения, получил в Стокгольмском университете степень бакалавра по деловому администрированию. Так же заканчивал и военную академию. После 10-ти летней службы (1987 г.) пришел работать на фирму Saab, где достиг должности вице-президента по закупкам (1990 г.). Оценив его успехи General Motors (1993 г.) приглашает на работу директором по международным закупкам.

Оздоровление сверху

Один из менеджеров на ГАЗе охарактеризовал Бу Андерссона, своего бывшего начальника, как обаятельного и искреннего, системно мыслящего человека, но жесткого к недобросовестным работникам и поставщикам.

В своих интервью Андерссон пояснял необходимость сокращений, в самом начале реформы, отсутствием эффективной организации производства на АВТОВАЗе и резким падением авторынка России.

Всех работающих предпенсионного возраста сократили с одновременной выплатой от трех до шести окладов. Различные имеющие второстепенное значение адинистративно-хозяйственные структуры были расформированы. Так, Андерссон уволил целое управление по делами президента, состоявшее из 50 человек. Дорого обходившихся заводу 15 иностранных сотрудников тоже уволили. Структура управления была упрощена до 5 уровней относительно 18 прежних: руководитель бренда, начальники цеха и смены, контролёр и мастер.

Политика реорганизации, проводимая Андерссоном, затронула всех, в том числе и высший состав руководящего звена, которому он настоятельно рекомендовал не пользоваться VIP-номерами отелей, не летать бизнес-классом и не посещать зарубежные страны без обоснованной необходимости. Так же он распорядился распродать гаражный парк, состоявший в основном из престижных иномарок, заменив его служебными автомобилями Лада Ларгус VIP.

Количество работающих на заводе, с конца 2013 по ноябрь 2014 года, сократилось с 69,2 тыс. до 52 тыс. человек. При этом административный корпус составили 10 тыс. служащих, остальные – рабочие.

Во время каждодневных двадцатиминутных планерок на производстве, проводимых в семь утра с топ-менеджерами, Андерссон делает упор на главные показатели эффективной работы предприятия: соответствие объёма произведённой продукции за день плану, себестоимость, качество продукции.

Нововведением стало и открытие центра занимающегося удовлетворенностью потребителей, работники которого общаются с покупателями и автомобильными дилерами, проводят мониторинг форумов в интернете, формируя базу заявленных претензий к выпускаемым автомобилям.
На основе этих показателей вносятся корректировки в производственный процесс по скорому устранению обнаруженных дефектов. Например было много жалоб на плохо закрывающиеся двери в Лада Гранта. Для устранения дефекта инженеры улучшили качество уплотнителей, увеличили прочность кузова, усовершенствовали устройство замков. Затем были устранены, проблемы с переключением передач, шумной работой КПП — уровень шума снизили вдвое.

В нынешнем году планируется выпустить около 150 тыс. авто для автосоюза Renault-Nissan, — это не только автомобили Renault и Nissan, но и марки Datsun. Контракты этих концернов позволили провести модернизацию производственных мощностей завода. Уже даже в сопоставлении с январем 2014 года, нуждающихся в ремонте сразу после выпуска с конвейера автомашин марки «Лада Калина», а так же «Лада Гранта», сократилось на 35%. Сравнявшись с показателем альянса.

Спад автомобильных продаж

Согласно данным Ассоциации Европейского бизнеса к концу сентября 2014 года в России было реализовано 1 780 000 автомобилей. Относительно прошлого года в сентябре снижение составило 13%, в октябре 9,9%.

Сказки от Андерссона

Приоритетным заданием для Андерссона является налаживание производства таких моделей «Лад», которые с легкостью могли бы конкурировать с любыми современными производителями автомобилей такого же класса. Первым в этом сегменте стал лифтбэк модели «Лада Гранта». Планируется через пару лет выпустить новые модели: «Lada X-Ray Cross» (базой для которого станет Duster, с ценой от 500 тыс. рублей), «Lada X-Ray» (кроссовер на основе Sandero, с кузовом от Стива Маттина и ценой от 430 тыс. рублей) и «Лада Веста» (создан на новой универсальной платформе Лада B, разработанной АВТОВАЗом самостоятельно).

По словам Андерссона реформы на предприятии назрели давно. Из-за упущенного времени менеджеры и инженеры работают в выходные дни. Для них была введена новая модель командной работы — все 150 человек работают в одном большом офисе. Благодаря, в том числе и этому, производство Лада Веста планируют запустить точно в срок — 25 сентября 2015 года.

Лада Веста. Организация работы над проектом
Офис, организованный по принципу «Открытого пространства», вмещает 150 сотрудников, трудящихся над созданием автомобиля Lada Vesta. За небольшой перегородкой расположен стол главного дизайнера Стива Маттина. Также, прямо в офисе, для оценки и сопоставления, стоят автомобили конкурентов.

По итогам девяти месяцев 2014 г. АВТОВАЗ получил прибыль в 320 млн. рублей. Выручка поднялась на 3,5% и составила 135,8 млрд рублей в сравнении с таким же периодом в прошлом году. Затраты сократились. Главным успехом своей деятельности, Андерссон считает увеличение в два раза эффективности производственного труда — в предыдущем году было произведено 220 единиц автомашин в расчёте на одного сотрудника, в 2014 году их число составит не менее 440.

Новые возможности ожидают «вазовцев» в 2016 году, когда можно будет воспользоваться всеми преимуществами от сотрудничества с альянсом Renault-Nissan. Анализируя уже достигнутые результаты можно не сомневаться в достижении поставленной цели – увеличение экспорта в два раза и увеличение доли на российском рынке до 20%.

Этой статьей стоит поделиться с друзьями. Жми!